Из числа ответственных работников НКИД республики дипломатические ранги присвоены Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 февраля 1945 года Наркому К.Дикамбаеву — Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса, а 30 марта 1946 заместителю министра иностранных дел Ш.Таянову — советника 2 класса, Дж.Иманкулову, помощнику министра — 2 секретаря 1 класса, зав.протокольно-консульским отделом Г.Кошмуратову — 2 секретаря 1 класса, помощнику министра В.В.Миртову — 2 секретаря II класса, заместителю заведующего политотделом П.А.Тутлису — 2 секретаря II класса, заместителю заведующего протокольно-консульского отдела И.Момунбаеву — 2 секретаря II класса, помощнику заведующего политотделом П.П.Никишову — 3 секретаря.

 

Форменную одежду: зимнюю, летнюю, парадную носили все ответработники. Но 13 января 1953 года отменен приказ по НКИД СССР № 270 от 30 ибля 1945 года на выдачу повседневной формы, парадной формы, экипировки дипработникам и установлена новая номенклатура выдачи предметов экипировки и сроки их носки.

15 апреля 1948 года Государственная штатная Комиссия при Совмине СССР утвердила новые штатные должности в количестве 5 человек: Тутлис П.А. — помощник министра, Кулов Ш.К. — 1-й секретарь, Никишев П.П. — 2-й секретарь. Министр работал по совместительству.

27 мая 1949 года К.Дикамбаев был освобожден от обязанностей заместителя председателя Совмина и Министра иностранных дел в связи с его избранием Секретарем ЦК Компартии Киргизии,

Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 6 сентября 1951 Министром иностранных дел республики назначен заместитель Председателя Совета министров Шамши Таянов, по совместительству.

Постановлением Совмина от 15 сентября 1953 года исполнение обязанностей министра иностранных дел возложена на заместителя председателя Совмина К.Кондучаловой.

16 ноября 1954 года утвержден новое штатное расписание МИД республики, кроме министра по совместительству, в аппарате остались только два работника: помощник министра и секретарь-машинистка.

И наконец, распоряжением № 18-р от 22 января 1955 года Совета Министров Киргизской ССР все имущества МИДа с баланса на баланс передана в хозяйственную часть Управделами Совмина и академию Наук республики.

Таким образом от Министерства иностранных дел Киргизской ССР осталось только одно название и оно фигурировало долгое время в структуре Совета Министров, хотя имело спорное республиканское значение, Изменения, внесенные в конституции СССР и союзных республик (кроме Украины и Белоруссии) остались не выполненными.

Закон о расширении прав союзных республик в области внешнеполитической деятельности, принятой на X Сессии Верховного Совета СССР в феврале 1944 года связывался с расширением национального вопроса в СССР.

Реальная жизнь при советской власти показывала, сто несмотря на расширение прав союзных республик, далее после принятия новой Конституции СССР в 1977 году, где подчеркивалось, что союзные республики самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории имеют право решить вопрос об изменении своей территории (ст. 78), осуществлять внешние сношения (ст. 80) Кыргызская Республика ни разу не заключала Договора или Соглашения с ни одним иностранным государством по любым вопросам. Перестройка тоже не принесла существенного изменения во внешнеполитической деятельности союзных республик.

Конечно, суверенитет СССР и суверенитет каждой союзной республики были взаимосвязаны и обусловлены друг с другом. И, бесспорно, никто не может отрицать, что советская власть сыграла важную роль в развитии нашей государственности.

Еще в 1916 году В.И.Ленин в своих тезисах «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» недвусмысленно определяет основы национальной политики большевиков. «Признание прав всех народов на самоопределение и на свободное отделение, однако, не означает, что, это должно стать принципиальной обязанностью. Для марксистов главным вопросом является интересы трудящихся, их борьба за социализм, и именно исходя из этих факторов должна рассматриваться проблема нужности или ненужности отделения. Разумеется, право на самоопределение — одно дело, а целесообразность самоопределения отделения той или иной нации в том или ином случае — это другое дело».(ПИ. Т 48 стр. 235)

Отсюда и вытекала концепция о том, что только советская власть является выражением воли и интересов всех народов Союза СССР, свобода и прогресс союзных республик надежно обеспечивается в рамках СССР, и именно, поэтому в силу заботы о своих национальных и государственных интересах ни одна союзная республика не должна отделяться. И КПИ твердо проводила в жизнь на протяжении 70 лет теорию Ленина по национальному вопросу.

Несмотря на эту политику КПСС новизна исторической ситуации в современном мире — это распад СССР, который сумел удержать по ряду причин союзные республики в социалистической системе.

И так, одним из важнейших выводов, который следует из истории развития национального вопроса и его нынешнего содержания в мире, заключается в том, что и капитализм, и социализм доказывали свою органическую неспособность решить порожденные ими же национальные вопросы.

Естественно, каждая система, общественный строй, имеет свои плюсы и минусы. И тем не менее в современную эпоху, отмеченную коренными изменениями в жизни всего человечества, существенное значение приобретает уяснение международной значимости попытка Советского Союза в разрешении национального вопроса.

Итак , с момента создания Министерства Иностранных Дел республики его деятельность, с точки зрения истории, делится на два периода. Первый период охватывает 1944 — 1990 годы. Второй период — это время с 1991 года, когда был провозглашен суверенитет Кыргызкой республики.

Первый период символически делится на три этапа: 1й этап: 1944 — 1954 годы, 2й этап: 1955 — 1970 годы. 3й этап: 1971 — 1991 годы

На первом этапе сотрудники НКИДа, несмотря на трудности, особенно, отсутствие в аппарате подготовительных дипкадров, приобретали в течении нескольких лет опытом и навыком дипломатической службы. И когда они были готовы показать на деле свои знания, их сократили, и ни один из них не смог продолжить дипломатическую службу в СССР или за границей. С 1948 года в Министерстве остался дипсотрудник в качестве помощника министра. Министр иностранных дел республики работал по совместительству. Поэтому приказом министра все вопросы, касающиеся министерства, были возложены на помощника министра.

Петр Абрамович Тутлис — 1906 г . р., образование — высшее, историк был направлен в октябре1944г.на работу в НКИД в должности заместителя заведующего политического отдела(до этого он работал заведующим сектором отдела агитации и пропаганды ЦК партии).С января 1948 года, после сокращения аппарата Министерства иностранных дел,он назначен помощником министра. Имел дипломатический ранг 2секретаря 1класса,был награжден медалью за службу в МИДе.

В то время работа в МИДе сводилась к истребованию документов без права на легализацию, приему посетителей, досмотру писем, заявлений граждан, прибывших из-за границы на жительство в Киргизию и советских граждан.По своему характеру эти письма, заявления содержали в основном просьбу о въезде родственников, оставшихся за границей , устройства на работу, учебу и т.д.

Прием посетителей проводился ежедневною Они обращались в Министерства иностранных дел по разным вопроса: трудоустройсво, предоставление жилплощади, определение детей в интернаты, детские ясли, школы и т.д.

Министерство иностранных дел проводило определенную работу и среди репатриантов по их поселению, трудоустройству, получению вид на жительство, прописку и т.д. Лица, прибывшие в Киргизию из КНР приходили в Министерство иностранных дел с жалобами на китайскую власть о том, что у них изымаются на границе в таможне документы об образовании, о стаже работы и т.д. Об этом сообщалось в Консульское учреждение СССР в городе Кульдже.

Итоги работы Министерства иностранных дел республики за год подводились в виде отчетов и направлялись в Министерство иностранных дел СССР, ЦК КП Киргизии и Совету Министров Киргизской ССР.

Министерство имело переписку с КУ Министерства иностранных дел СССР и консульскими учреждениями СССР за границей, в частности, с Консульством СССР в Кульдже, с партийно-советскими органами республики, с отделом переселения репатриантов(при Госплане республики), с данными архивными управлениями, ЗАГСом, нотариальной конторой и другими организациями, по служебным вопросам.

Министерство иностранных дел не занималось протокольной работой, т.к. иностранные гости разного уровня очень редко посещали республику.

Второй этап-это 1955-1970 годы.

На втором этапе возрос на таких участках консульской работы Министерства иностранных дел республики, как въезд в Киргизскую ССР и выезд за границу частных лиц, истребование и легализация документов, прием в советское (киргизское) гражданство, работа с лицами без гражданства и иностранцев, оформление загранпаспортов и т.д.

Министерство иностранных дел республики занималось вопросами въезда и выезда граждан на временное или постоянное место жительства. В основном заявления поступали от граждан СССР различных национальностей для поездки к родственникам в страны народной демократии и Китайскую народную республику.

Иногда заявления граждан о временном выезде за границу рассматривались длительное время, по 5-6 месяцев, что вызывало многочисленные жалобы граждан.

Прежде чем представлять Президиуму Верховного Совета Киргизской ССР материалы-документы для решения вопроса о въезде и выезде граждан, Министерство иностранных дел республики запрашивал мнение МВД республики с просьбой установить действительно ли родственники заявителей проживают за границей или на территории Киргизии, поддерживают ли они ходатайство родственников и могут ли обеспечить их жилплощадью, мнение Исполкома областных или местных советов о трудоустройстве, о выделении земельных участков для строительства жилья и поселения их в регионе и мнение КГБ о целесообразности въезда или выезда тех или иных лиц. Все три заключения: Министерство иностранных дел ,МВД, КГБ представлялись на рассмотрение комиссии Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.

Срок действия решений о въезде в СССР( Киргизскую ССР ) из-за границы на постоянное жительство был установлен один год. Этот срок исчислялся:

— в отношении лиц, ходатайствующих только одна временно о приеме в советское(киргизское)гражданство и въезде в СССР со дня издания указа Президиума Верховного Совета СССР о приеме их советское гражданство; на основании статьи 18 Конституции Киргизской ССР являлся гражданином СССР;

— в отношении лиц, ходатайствующих только о въезде в СССР,- со дня принятия органами МООП решения об удовлетворении таких ходатайств.

Министерство иностранных дел республики проводил определенную работу среди лиц без гражданства (их более 1 тысячи человек) и иностранцев(их более 600 человек), постоянно проживающих на территории Киргизии. Основную массу лиц без гражданства составляли уйгуры, дунгане, узбеки и киргизы, которые прибыли из Китая начиная с 1950 по 1956 года. Иностранцы составляли в основном уйгуры из КНР, греки- уроженцы СССР, поляки и корейцы. Среди них проводились мероприятия по соблюдению ими правила проживания и передвижения по территории республики, разъяснению их прав по оформлению документов по приему в киргизское гражданство, осуществлялся учет и контроль среди них ,часть была организована выездная комиссия с участием представителей МВД и сельских районных советов по рассмотрению жалоб и заявлений.

Предварительное рассмотрение материалов по ходатайствам о приеме в гражданство Киргизской ССР осуществлялись постоянно действующей комиссией при Президиуме Верховного Совета Киргизской ССР во главе с Председателем или его заместителем с участием представителей Министерства иностранных дел Киргизской ССР, Министерства внутренних дел республики и Комитета госбезопасности при Совете Министров Киргизской ССР.

Так, в 1968 году в МИД республики поступило всего 103 дела по приему в советское(киргизское)гражданство. 87 дел были возвращены в Министерство внутренних дел республики с положительным заключением, 5 дел были возвращены с заключением «воздержаться». Остальные 7 дел перешли в 1969 год.

В 1969 году поступило в МИД всего 44 дела по приему в гражданство. 35 дел были возвращены в МВД с положительным заключением, 9 дел возвращены с заключением «воздержаться».

В 1970 году поступило в Министерство всего 150 дел по приему в гражданство, т. е. В три раза больше, чем в предыдущем. 123 дела были возвращены в МВД с положительным заключением, 27 дел возвращены с заключением «воздержаться».

Работа по приему в гражданство Киргизской ССР постепенно стала занимать преобладающее место. Поступившее дело по приему в гражданство тщательно изучалось, выяснялись возникающие вопросы, наиболее интересующие лица вызывались на беседу.

Подавшие заявления для приема в гражданство, прибыли в Киргизию в разные периоды начиная с 1953 года по 1965 год. Это в основном были жители Кульджа, Кашгар, Урумчи и других поселений провинции Синь-Цзянь КНР, граничащей с Киргизией и Казахстаном.

Министерство занималось и с репатриантами из КНР. В 1958 году 200 семей переселенцев из КНР поселились в Джалал-Абадской области, они были обеспечены жилплощадью и приусадебными участками, трудоустроились.

Переписка между консульскими учреждениями за границей и МИДом республики, установленная в соответствии с инструкцией №-0555-3486 от 1 декабря 1961 года, значительно улучшила работу по истребованию и легализации документов.

Ещё раньше инструкцией КУ МИД СССР № 20-57052805 от 23 марта 1959 года МИДом союзных республик дано право непосредственно переписываться с посольствами, консульствами СССР в странах народной демократии. Согласно этой инструкции КУ советские граждане, проживающие на территории соответствующей республики, истребовали документы, касающиеся их прав и интересов, из стран народной демократии через МИД республики. Документы из других стран истребовались по-прежнему через МИД СССР.

При обращениях граждан с просьбами о легализации документов имелись в виду следующее: документы, составленные или удостоверенные в соответствующей форме компетентными государственными органами или официальными лицами тех стран, с которыми СССР заключил договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, принимались на территории СССР без легализации. Из других стран народной демократии принимались без легализации документы об актах гражданского состояния, относящиеся к назначению пенсий.

Поступающие из загранучреждений ходатайства об истребовании документов и розыску лиц, МИД республики направлял:

а) по вопросам истребования документов ЗАГС- в республиканский, областной орган ЗАГС;

б) по вопросам истребования всех остальных документов в республиканское, областное архивное управление МВД;

в) по вопросам розыска лиц по ходатайствам советских граждан — в республиканские управления милиции МВД республики.

Однако в работе Министерства истребование и легализация розыскных лиц занимало незначительное место.

Так, в 1968 году всего было истребовано 8 документов о стаже работы, легализовано 4 документа. В 1968году истребовано 15 различных документов, легализовано 5 документов.

Министерство иностранных дел республики в соответствии с инструкцией КУ МИД СССР от 1969 года по оформлению загранпаспортов на советских граждан, выезжающих с территории республики в страны-члены СЭВ в служебные командировки сроком до 45 дней должно было приступить с 1 мая 1969года. Однако, по ряду причин МИД республики не смог в своё время заниматься выдачей загранпаспортов. Только в 1974 году впервые МИДом республики было оформлено 7 общегражданских загранпаспортов для спортсменов, которые выезжали в Чехославакию.

Министерство иностранных дел Киргизской ССР проводил также работу по протокольному обслуживанию иностранных делегаций и отдельных представителей, посетивших республику по линии других министерств и ведомств. Так, в 1968 году МИД республики принимал делегацию из Финляндии и дипсотрудников из посольства Монголии в Москве. Делегации побывали в промышленных и сельскохозяйственных объектах.

В 1969 году Киргизию посетил чрезвычайный и полномочный посол Иракской республики господин Шадеев Тока , который побывал в военно-лётном училище, ознакомился с достопримечательностями столицы республики. Сотрудники(2 человека) посольства Югославии в Москве посетили промышленные объекты.

В 1970году республику посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Польской Народной Республики в Москве господин Птасиньский в сопровождении 1 секретаря посольства и представителя польского радио и телевидения. Гости посетили Выставку Достижения Народного Хозяйства(ВДНХ), медицинский институт, конвольно-суконный комбинат, осмотрели достопримечательности города.

Посол был принят министром иностранных дел Киргизской ССР С.Бегнатовой и в честь гостя был организован завтрак.

Министерство иностранных дел принимало также участие в организации приёма 12 иностранных делегаций, прибывших в республику по линии других министерств и ведомств.

В своей протокольной работе сотрудники МИДа пользовались сборником «Вопросы дипломатического протокола и протокольной практили».

В кадровом вопросе в МИДе республики произошли изменения. В 1961 году помощник министра П.А Тутлис освобождён от работы и на его место назначен Каракеев иса-Тали, образование высшее, историк, партийный работник. И 1966 году его заменил Алмазбек Тилебалиев, работавший до этого 3-м секретарём Посольства СССР в Пакистане. В 1968 году он назначен Генеральным секретарём МИД республики. Заведующим консульского отдела назначен Жунакадыр Атабеков с высшим образованием, владел английским языком. В 1969 году А.Тилебалиев был откомандирован на десяти месячные курсы по повышению квалификации дипработников при Высшей дипломатической школе МИД СССР, а Ж.Атабеков стал слушателем ВДШ. В МИД были приняты новые сотрудники: Молдолеса Дюшекеев- старший преподаватель КиргосУниверситета, владел французским языком, в должность первого секретаря и Марат Сатаминов- преподаватель КиргосУниверситета, владел английским языком в должности 3 заведующего консульского отдела министерства.

В 1970 году аппарат МИД республики имел следующую структуру:

— Генеральный секретарь Министерства иностранных дел

— Заведующий консульского отдела — Первый секретарь — Инспектор специальной части-секретарь-машинистка

Генеральным секретарём назначен Марат Саралинов, заведующим консульского отдела- Молдоиса Дюшекеев, инспектором спецчасти- Евгения Сергеевна Долгих.

Третий этап — это двадцатилетняя деятельность МИД Киргизской республики, охватывает 1971-1991годы.

Из года в год увеличивался объём работы МИД республики. Поэтому в хронологическом порядке вкратце излагается деятельность МИД республики.

В 1971 году основное внимание Министерства было сосредоточено на консульской и протокольной работе.

В результате проведённых бесед и консультаций среди лиц без гражданства в МИД республики поступило 165 дел по приёму в гражданство, что значительно больше, чем в прошлые годы. 134 дела были возвращены в МВД с положительным заключением, 31 дело возвращено с заключением «воздерживаемся». При вынесении заключения МИД, как и прежде, учитывало мотивы, побудившие ходатайствующего подать заявление и личность заявителя.

Было потребовано и легализовано целый ряд документов, преимущественно о трудовом стаже и об актовых записях.

Министерство посетили 85 человек и обращались сразличными по характеру вопросами как-то: — как поехать за границу по частным делам или пригласить и знакомых из-за границы; — как розыскать знакомых или родственников за границей и т.д.

Министерство поддерживало переписку с посольствами СССР в Уругвае, В Венесуэле, в ФРГ, в ЧССР, в ПНР, в КНР, Генральным консульством СССР в Лейпциге, консульством СССР в Познани и в БРНО и т.д.

Кроме того МИД республики вело переписку с КУ МИД СССР иностранной юридической коллегией адвокатов, а также с МИДом союзных республик.

Протокольная работа занимала значительное место в деятельности Министерства. Республику посетили послы КНР и Югославии, делегация союзной скупщины СФРЮ, всего посетило 11 делегаций и 11100 иностранных туристов.