— Почему государства обязаны принимать меры по имплементации международного гуманитарного права?
– Прежде всего, необходимо дать понятие термину «имплементация». Имплементация в соответствии с нормами международного права представляет собой фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство. Исходя из этого принятие мер по имплементации норм международного гуманитарного права на национальном уровне является обязанностью государств-участников основных договоров по международному гуманитарному праву. Общее обязательство государств-участников Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним принимать указанные меры вытекает из принципа pacta sunt servanda, т.е. принципа добровольного выполнения взятых на себя обязательств по международному договору, закрепленного в статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1963 года. Это обязательство вытекает также из принципа доброй воли государств, подписавших международные договоры по международному гуманитарному праву и обязавшихся тем самым соблюдать их положения.
Кроме того, в статье 1, общей для всех Женевских конвенций, прямо говорится о том, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» настоящие Конвенции.
В настоящий момент, Кыргызская Республика, осуществляет планомерную работу по приведению национального законодательства Кыргызской Республики в соответствие с международным гуманитарным правом.
Так, признавая ценность принципов, на которых базируются общепризнанные нормы международного гуманитарного права, к которым в частности относится принцип недопустимости дискриминации; принцип защиты и гуманного обращения с жертвами вооруженных конфликтов; принцип защиты гражданского населения, гражданских объектов от военных действий; принцип уголовно-правовой ответственности за серьезное нарушение норм международного гуманитарного права, нашей республикой были проведены мероприятия по организации на государственном уровне деятельности, направленной на присоединение к отдельным международным договорам и соглашениям, а также для организации работы по внесению соответствующих дополнений в национальное законодательство Кыргызской Республики, в рамках рассматриваемого вопроса.

– Возникает вопрос, когда государства обязаны принимать меры по имплементации международного гуманитарного права?
– Государствам следует начать принимать меры по имплементации, как только они стали участниками Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. С одной стороны можно подумать о том, что в мирное время не следует уделять особого внимания нормам, регулирующим правоотношения в период вооруженных конфликтов. Однако если не предпринимать никаких шагов по имплементации норм международного гуманитарного права в мирное время, то нельзя ожидать, что в случае возникновения международного или внутреннего вооруженного конфликта его участники будут придерживаться вышеназванных норм. Женевские конвенции и Дополнительные протоколы прямо указывают на обязательство государств принимать соответствующие меры уже в мирное время.
Так, например, в целях реализации предложений по имплементации норм международного гуманитарного права в законодательство Кыргызской Республики, решением Правительства Кыргызской Республики от 28 января 1999 года № 51 была создана Межведомственная комиссия по имплементации международного гуманитарного права.
В соответствии с данным решением Правительства Кыргызской Республики было также утверждено Положение о Межведомственной комиссии, где основными ее задачами являются:
— содействие приведению действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с положениями международных договоров и соглашений Кыргызской Республики;
— изучение и оценка состояния законодательства Кыргызской Республики в части его соответствия нормам международного гуманитарного права;
— рассмотрение и подготовка консультативных заключений по проектам международных договоров, актов законодательства Кыргызской Республики в рассматриваемой области;
— координация деятельности органов государственного управления, направленной на имплементацию норм международного гуманитарного права в законодательство Кыргызской Республики;
— содействие распространению знаний о международном гуманитарном праве и сбор информации о его развитии;
— организация взаимодействия, обмена информацией с Международным Комитетом Красного Креста (далее — МККК), другими международными организациями, осуществляющими деятельности в вышеупомянутой области.
Позднее, для повышения дальнейшей эффективной реализации предложений по имплементации норм международного гуманитарного права в Кыргызской Республике и проведения образовательных программ в данной области, постановлением Правительства Кыргызской Республики был утвержден План мероприятий по имплементации международного гуманитарного права, включающий ряд мероприятий, направленных на разработку актов национального законодательства, в соответствии со вступившими для Кыргызской Республики в силу международными договорами, а также на проведения аналитической работы по изучению возможности присоединению к ряду конвенций, носящих гуманитарный характер.
В настоящее время, членами Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права являются: представители Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Министерства обороны Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, Пограничной службы Кыргызской Республики, Национального общества Красного полумесяца Кыргызской Республики.
Председателем и секретарем Межведомственной комиссии по имплементации гуманитарного права являются министр юстиции и директор Центра по координации законопроектной деятельности Правительства Кыргызской Республики Министерства юстиции соответственно.

– Скажите, пожалуйста, какие меры уже были предприняты нами в данной области?
— Прежде всего хотелось бы отметить о том, что Кыргызская Республика уже реализовала часть запланированных мероприятий в данной области.
В первую очередь, речь идет о принятии государственных мер, необходимых для предотвращения и пресечения во всякое время любого рода неправомерного использования эмблемы Красного полумесяца и Красного креста или злоупотребления ею. В связи с чем, в реализацию Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977 года и Правил по использованию эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца национальными обществами 29 сентября 2000 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об использовании и защите эмблемы Красного Полумесяца и Красного Креста», где были определены порядок и правила использования, а также обеспечение правовой защиты эмблемы Красного Полумесяца и Красного Креста и наименований «Красный Полумесяц» и «Красный Крест» в мирное время и во время вооруженных конфликтов
Указанным Законом детально регламентируется порядок использования эмблемы в качестве защитного знака и в качестве отличительного знака. Так, во время вооруженного конфликта эмблема, используемая как средство защиты, является видимым знаком защиты, предоставляемой Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним медицинскому персоналу, а также медицинским формированиям и транспортным средствам. В свою очередь эмблема, используемая как отличительный знак, показывает, что лицо или объект связаны с учреждением Красного Креста или Красного Полумесяца и является знаком небольшого размера. Далее, законом детально описан порядок использования эмблемы медицинскими службами Вооруженных Сил Кыргызской Республики, использование эмблемы в качестве защитного знака больницами и другими гражданскими медицинскими учреждениями, использование эмблемы в качестве защитного или отличительно знака Обществом Красного Полумесяца Кыргызской Республики, использование эмблемы международными организациями Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Кроме того, 7 октября 2004 года между Правительством Кыргызской Республики и Международным Комитетом Красного Креста (МККК) было достигнуто Соглашение о статусе, привилегиях и иммунитетах МККК в Кыргызской Республике, которое в последующем было ратифицировано Кыргызской Республикой.
Также, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, предусматривающий ответственность за административное правонарушение, был дополнен новой главой, которой предусмотрен перечень административных правонарушений, посягающих на правила использования эмблем Красного Полумесяца и Красного Креста, за совершение которых предусмотрена ответственность. Так, статья 431-1 вышеупомянутого нормативного правового акта предусматривает административную ответственность за незаконное использование эмблем Красного Полумесяца и/или Красного Креста, наименований «Красный Полумесяц» или «Красный Крест», отличительного сигнала или любого другого знака, обозначения или сигнала, которые являются их имитацией или которые могут быть ошибочно приняты за таковые, помещение изображения указанных эмблем или слов на знаках, плакатах, объявлениях, рекламных листах или коммерческих документах или использование их для маркировки товаров или упаковки, предложение к продаже или продажа таким образом маркированных товаров, а статья 431 -2 предусматривает административную ответственность за незаконное использование белого креста на красном фоне или любого другого знака, представляющего собой имитацию последнего, как в качестве торгового или фабричного знака либо в качестве составных частей таких знаков, так и в целях, противоречащих коммерческой добросовестности.
Согласно статье 514 вышеуказанного Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на правила использования эмблем Красного Полумесяца и Красного Креста уполномочены органы здравоохранения.
Одновременно, хотелось бы отметить о том, что Уголовное законодательство нашей страны также предусматривает ответственность в разделе “Преступления против мира и безопасности человечества”. К примеру, в разделе XII Уголовного Кодекса Кыргызской Республики существуют такие составы преступления, запрещенные международным правом, как «Геноцид» (статья 373), «Наемничество» (статья 375), а также «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (статья 376).

– Вы не могли бы сказать нам к каким международным документам мы уже присоединились?
– Да, безусловно, на данный момент Кыргызская Республика, как демократическое государство, постоянно поддерживающее международные правоотношения присоединилась и ратифицировала различного рода международные договора в области международного гуманитарного права в частности:
— Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (г.Гаага, 14 мая 1954 года),
— Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, подписанная 10 апреля 1972 года в городах Москва, Лондон и Вашингтон;
— Женевские конвенции от 12 августа 1949 года (Конвенция об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях г.Женева от 12 августа 1949 года, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море г.Женева от 12 августа 1949 года, Конвенция об обращении с военнопленными г.Женева от 12 августа 1949 года, Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны),
— Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года;
— Дополнительный протокол II к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 года;
— Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года;
— Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года (Нью-Йорк);
— Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него г.Нью-Йорк от 9 декабря 1948 года;
— Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года;
— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации г.Нью-Йорк от 7 марта 1966 года;
— Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989;
— Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах г.Нью-Йорк от 25 мая 2000 года.
Конечно, можно сказать о том, что это не исчерпывающий перечень документов, участником которых является наша республика.

– Вы уже упомянули о том, что в рамках Межведомственной комиссии одной из задач является организация взаимодействия, обмена информацией с Международным Комитетом Красного Креста (далее — МККК), другими международными организациями, осуществляющими деятельности в вышеупомянутой области. Каким образом это происходит?
— По этому поводу, отдельно от себя лично хотелось бы выразить благодарность Международному Комитету Красного Креста в Кыргызстане в реализации в нашей стране общеобразовательных программ, целью которых является прививание молодому поколению уважения к общепризнанным правам и свободам человека, человеческому достоинству.
Высшие учебные заведения страны занимают особое место в вопросах образовательной деятельности МККК и спектр областей взаимоотношений достаточно широк — это и предоставление учебной литературы и обучающих материалов, поддержка публикаций и исследований, участие студентов в национальных и международных конференциях и конкурсах по международному гуманитарному праву, участие профессорско — преподавательского состава в научных конференциях и симпозиумах по заданной тематике.
Я сама неоднократно принимала участие на такого рода семинарах и конференциях, посвященных вопросам международного гуманитарного права и поверьте мне, уровень преподавания на данных конференциях очень высокий.
И в конце я еще хочу добавить о том, что в нашей республике ведется активная работа по внедрению норм международного гуманитарного права в национальное законодательство.

Почему государства обязаны принимать меры по имплементации международного гуманитарного права?
– Прежде всего, необходимо дать понятие термину «имплементация». Имплементация в соответствии с нормами международного права представляет собой фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство. Исходя из этого принятие мер по имплементации норм международного гуманитарного права на национальном уровне является обязанностью государств-участников основных договоров по международному гуманитарному праву. Общее обязательство государств-участников Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним принимать указанные меры вытекает из принципа pacta sunt servanda, т.е. принципа добровольного выполнения взятых на себя обязательств по международному договору, закрепленного в статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1963 года. Это обязательство вытекает также из принципа доброй воли государств, подписавших международные договоры по международному гуманитарному праву и обязавшихся тем самым соблюдать их положения.
Кроме того, в статье 1, общей для всех Женевских конвенций, прямо говорится о том, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» настоящие Конвенции.
В настоящий момент, Кыргызская Республика, осуществляет планомерную работу по приведению национального законодательства Кыргызской Республики в соответствие с международным гуманитарным правом.
Так, признавая ценность принципов, на которых базируются общепризнанные нормы международного гуманитарного права, к которым в частности относится принцип недопустимости дискриминации; принцип защиты и гуманного обращения с жертвами вооруженных конфликтов; принцип защиты гражданского населения, гражданских объектов от военных действий; принцип уголовно-правовой ответственности за серьезное нарушение норм международного гуманитарного права, нашей республикой были проведены мероприятия по организации на государственном уровне деятельности, направленной на присоединение к отдельным международным договорам и соглашениям, а также для организации работы по внесению соответствующих дополнений в национальное законодательство Кыргызской Республики, в рамках рассматриваемого вопроса.

– Возникает вопрос, когда государства обязаны принимать меры по имплементации международного гуманитарного права?
– Государствам следует начать принимать меры по имплементации, как только они стали участниками Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. С одной стороны можно подумать о том, что в мирное время не следует уделять особого внимания нормам, регулирующим правоотношения в период вооруженных конфликтов. Однако если не предпринимать никаких шагов по имплементации норм международного гуманитарного права в мирное время, то нельзя ожидать, что в случае возникновения международного или внутреннего вооруженного конфликта его участники будут придерживаться вышеназванных норм. Женевские конвенции и Дополнительные протоколы прямо указывают на обязательство государств принимать соответствующие меры уже в мирное время.
Так, например, в целях реализации предложений по имплементации норм международного гуманитарного права в законодательство Кыргызской Республики, решением Правительства Кыргызской Республики от 28 января 1999 года № 51 была создана Межведомственная комиссия по имплементации международного гуманитарного права.
В соответствии с данным решением Правительства Кыргызской Республики было также утверждено Положение о Межведомственной комиссии, где основными ее задачами являются:
— содействие приведению действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с положениями международных договоров и соглашений Кыргызской Республики;
— изучение и оценка состояния законодательства Кыргызской Республики в части его соответствия нормам международного гуманитарного права;
— рассмотрение и подготовка консультативных заключений по проектам международных договоров, актов законодательства Кыргызской Республики в рассматриваемой области;
— координация деятельности органов государственного управления, направленной на имплементацию норм международного гуманитарного права в законодательство Кыргызской Республики;
— содействие распространению знаний о международном гуманитарном праве и сбор информации о его развитии;
— организация взаимодействия, обмена информацией с Международным Комитетом Красного Креста (далее — МККК), другими международными организациями, осуществляющими деятельности в вышеупомянутой области.
Позднее, для повышения дальнейшей эффективной реализации предложений по имплементации норм международного гуманитарного права в Кыргызской Республике и проведения образовательных программ в данной области, постановлением Правительства Кыргызской Республики был утвержден План мероприятий по имплементации международного гуманитарного права, включающий ряд мероприятий, направленных на разработку актов национального законодательства, в соответствии со вступившими для Кыргызской Республики в силу международными договорами, а также на проведения аналитической работы по изучению возможности присоединению к ряду конвенций, носящих гуманитарный характер.
В настоящее время, членами Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права являются: представители Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Министерства обороны Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, Пограничной службы Кыргызской Республики, Национального общества Красного полумесяца Кыргызской Республики.
Председателем и секретарем Межведомственной комиссии по имплементации гуманитарного права являются министр юстиции и директор Центра по координации законопроектной деятельности Правительства Кыргызской Республики Министерства юстиции соответственно.

– Скажите, пожалуйста, какие меры уже были предприняты нами в данной области?
— Прежде всего хотелось бы отметить о том, что Кыргызская Республика уже реализовала часть запланированных мероприятий в данной области.
В первую очередь, речь идет о принятии государственных мер, необходимых для предотвращения и пресечения во всякое время любого рода неправомерного использования эмблемы Красного полумесяца и Красного креста или злоупотребления ею. В связи с чем, в реализацию Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977 года и Правил по использованию эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца национальными обществами 29 сентября 2000 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об использовании и защите эмблемы Красного Полумесяца и Красного Креста», где были определены порядок и правила использования, а также обеспечение правовой защиты эмблемы Красного Полумесяца и Красного Креста и наименований «Красный Полумесяц» и «Красный Крест» в мирное время и во время вооруженных конфликтов
Указанным Законом детально регламентируется порядок использования эмблемы в качестве защитного знака и в качестве отличительного знака. Так, во время вооруженного конфликта эмблема, используемая как средство защиты, является видимым знаком защиты, предоставляемой Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами к ним медицинскому персоналу, а также медицинским формированиям и транспортным средствам. В свою очередь эмблема, используемая как отличительный знак, показывает, что лицо или объект связаны с учреждением Красного Креста или Красного Полумесяца и является знаком небольшого размера. Далее, законом детально описан порядок использования эмблемы медицинскими службами Вооруженных Сил Кыргызской Республики, использование эмблемы в качестве защитного знака больницами и другими гражданскими медицинскими учреждениями, использование эмблемы в качестве защитного или отличительно знака Обществом Красного Полумесяца Кыргызской Республики, использование эмблемы международными организациями Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Кроме того, 7 октября 2004 года между Правительством Кыргызской Республики и Международным Комитетом Красного Креста (МККК) было достигнуто Соглашение о статусе, привилегиях и иммунитетах МККК в Кыргызской Республике, которое в последующем было ратифицировано Кыргызской Республикой.
Также, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, предусматривающий ответственность за административное правонарушение, был дополнен новой главой, которой предусмотрен перечень административных правонарушений, посягающих на правила использования эмблем Красного Полумесяца и Красного Креста, за совершение которых предусмотрена ответственность. Так, статья 431-1 вышеупомянутого нормативного правового акта предусматривает административную ответственность за незаконное использование эмблем Красного Полумесяца и/или Красного Креста, наименований «Красный Полумесяц» или «Красный Крест», отличительного сигнала или любого другого знака, обозначения или сигнала, которые являются их имитацией или которые могут быть ошибочно приняты за таковые, помещение изображения указанных эмблем или слов на знаках, плакатах, объявлениях, рекламных листах или коммерческих документах или использование их для маркировки товаров или упаковки, предложение к продаже или продажа таким образом маркированных товаров, а статья 431 -2 предусматривает административную ответственность за незаконное использование белого креста на красном фоне или любого другого знака, представляющего собой имитацию последнего, как в качестве торгового или фабричного знака либо в качестве составных частей таких знаков, так и в целях, противоречащих коммерческой добросовестности.
Согласно статье 514 вышеуказанного Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на правила использования эмблем Красного Полумесяца и Красного Креста уполномочены органы здравоохранения.
Одновременно, хотелось бы отметить о том, что Уголовное законодательство нашей страны также предусматривает ответственность в разделе “Преступления против мира и безопасности человечества”. К примеру, в разделе XII Уголовного Кодекса Кыргызской Республики существуют такие составы преступления, запрещенные международным правом, как «Геноцид» (статья 373), «Наемничество» (статья 375), а также «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (статья 376).

– Вы не могли бы сказать нам к каким международным документам мы уже присоединились?
– Да, безусловно, на данный момент Кыргызская Республика, как демократическое государство, постоянно поддерживающее международные правоотношения присоединилась и ратифицировала различного рода международные договора в области международного гуманитарного права в частности:
— Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (г.Гаага, 14 мая 1954 года),
— Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, подписанная 10 апреля 1972 года в городах Москва, Лондон и Вашингтон;
— Женевские конвенции от 12 августа 1949 года (Конвенция об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях г.Женева от 12 августа 1949 года, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море г.Женева от 12 августа 1949 года, Конвенция об обращении с военнопленными г.Женева от 12 августа 1949 года, Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны),
— Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года;
— Дополнительный протокол II к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 года;
— Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года;
— Факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года (Нью-Йорк);
— Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него г.Нью-Йорк от 9 декабря 1948 года;
— Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года;
— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации г.Нью-Йорк от 7 марта 1966 года;
— Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989;
— Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах г.Нью-Йорк от 25 мая 2000 года.
Конечно, можно сказать о том, что это не исчерпывающий перечень документов, участником которых является наша республика.

– Вы уже упомянули о том, что в рамках Межведомственной комиссии одной из задач является организация взаимодействия, обмена информацией с Международным Комитетом Красного Креста (далее — МККК), другими международными организациями, осуществляющими деятельности в вышеупомянутой области. Каким образом это происходит?
— По этому поводу, отдельно от себя лично хотелось бы выразить благодарность Международному Комитету Красного Креста в Кыргызстане в реализации в нашей стране общеобразовательных программ, целью которых является прививание молодому поколению уважения к общепризнанным правам и свободам человека, человеческому достоинству.
Высшие учебные заведения страны занимают особое место в вопросах образовательной деятельности МККК и спектр областей взаимоотношений достаточно широк — это и предоставление учебной литературы и обучающих материалов, поддержка публикаций и исследований, участие студентов в национальных и международных конференциях и конкурсах по международному гуманитарному праву, участие профессорско — преподавательского состава в научных конференциях и симпозиумах по заданной тематике.
Я сама неоднократно принимала участие на такого рода семинарах и конференциях, посвященных вопросам международного гуманитарного права и поверьте мне, уровень преподавания на данных конференциях очень высокий.
И в конце я еще хочу добавить о том, что в нашей республике ведется активная работа по внедрению норм международного гуманитарного права в национальное законодательство.